Игры с детьми 3 лет
Игры включают в себя различные последовательные движения, которые сопровождаются стихами или потешками. Комплексы пальчиковой гимнастики обязательно должны подбираться индивидуально с учетом возраста ребенка, уровня развития движений его рук и пальцев. Обычно детям 3—4 лет предлагается выполнение небольших комплексов, которые включают в себя 4—5 движений, позволяющих отработать гибкость и дифференцированность движений каждого пальца, сгибание и разгибание.
Игры на развитие речевого и фонематического слуха
Игра «Кто так говорит?»
Цель игры: научить ребенка отличать животных по голосам и подражать им.
Оборудование: мяч.
Ход игры. В игре может участвовать 4—5 человек. Дети встают полукругом, в центре которого становится воспитатель с мячом в руках. Он бросает мяч кому-нибудь из детей и называет любое животное. Ребенок должен поймать мяч, вспомнить, как «разговаривает» названное животное, и изобразить его.
Эту же игру можно проводить и по-другому: воспитатель бросает мяч ребенку и говорит: «Покажи, как гавкает собака (или мяукает кошка)».
Игра «Угадай, кто тебя позвал»
Цель игры: научить ребенка узнавать другого человека по голосу.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игре должны принимать участие не менее 3 детей. Один из них становится в центре и закрывает глаза. Воспитатель (взрослый) указывает на кого-то из остальных и просит, не называя своего имени, позвать стоящего в центре. Ребенку нужно угадать, кто его позвал. Если он угадывает, то встает в круг, а тот, кого угадали, — в центр.
Игра «Хлопай на счет «пять»
Цель игры: научить ребенка считать до 5 и выполнять действия по просьбе взрослого.
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть как вдвоем, так и группой. Ребенок садится напротив взрослого, который говорит, что сейчас он начнет считать до 5 и как только произнесет «пять», малышу нужно один раз хлопнуть в ладоши. Он должен вместе со взрослым считать от 1 до 5, приближая ладони друг к другу, но не хлопая.
Игра «Что это за звук»
Цель игры: научить ребенка отличать одни звуки от других, а так же заданный звук в начале слова.
Оборудование: картинки, на которых написаны слова, известные ребенку, и в которых содержится определенный гласный или согласный звук.
Ход игры. В игру вполне можно играть вдвоем или с 3—5 детьми. Игроки садятся за стол, а взрослый говорит, что будет показывать им картинки и называть их. Дети должны внимательно слушать и попытаться отгадать, какой звук есть во всех названиях.
Сначала несколько картинок можно разобрать и произнести вместе.
Найденный звук должен произноситься четко.
Игра «Слушай внимательно»
Цель игры: развить у ребенка остроту слуха,
Оборудование: специального оборудования не требуется.
Ход игры. В игру можно играть вдвоем. Взрослый и ребенок встают друг от друга на расстоянии 1,5—2 м. Взрослый шепотом произносит слова, известные ребенку, например, дом, кот, мама, стол и т. п. Ребенок должен повторить, что он услышал. Потом можно поменяться ролями.
Игру можно провести иначе, с участием 4—5 человек, которые становятся в шеренгу.
Водящий находится на определенном расстоянии от них и четким шепотом отдает детям команды, например, присесть, встать на цыпочки, попрыгать и т. п. Задача детей правильно услышать команду и выполнить ее.
Игра «Выбери картинку»
Цель игры: научить ребенка находить картинку, название которой содержит определенный звук.
Оборудование: картинки, известные ребенку.
Ход игры. Взрослый показывает ребенку картинки на определенный звук, например, [п] папа, поле и т. п., а ребенку нужно повторять за ним слова. Потом взрослый должен объяснить, что все названные слова начинаются на звук [п], и перемешать картинки с другими, в названии которых этого звука нет. Задача малыша — вспомнить и выбрать из них те, которые были показаны.
Игра «Лото»
Цель игры: научить ребенка соотносить слова с изображением на картинке.
Оборудование: детское лото.
Ход игры. Игру лучше всего проводить с группой детей из 4—5 человек. Взрослый раздает детям игровые карты, которые поделены на несколько сегментов с изображением какого-то конкретного предмета в каждом, а сам показывает маленькие карточки, называя данное изображение. Если у ребенка в игровой карте есть этот предмет, то он называет его и забирает карточку у ведущего. Выигрывает тот, кто первым закроет свою карту.